Источником таких знаний, безусловно, может быть возрастная психология. И неуместно, на мой взгляд, говорить, что это знания только для специалистов. Психология, как никакая другая наука является естественным составляющим звеном жизни человека.
Если говорить о возрастной психологии, то здесь, мне кажется, может быть применима метафора «Каждому овощу свое время». Каждому возрасту человека свойственны определенные характеристики.
И именно знание этих возрастных характеристик может помочь родителям первоклассников, понять суть их БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ.
Вернусь к вопросу готовности ребенка к школе. Так о чем могут узнать родители и педагоги, почерпнув знания из области возрастной психологии?
- Разные виды готовности ребенка к школе: физическая, эмоциональная, психологическая, интеллектуальная.
- Уровень проявления разных видов готовности у ребенка (по каким признакам можно увидеть уровень готовности; как адекватно отреагировать на несформированность разных уровней готовности)
- Социальная зрелость ребенка (что такое социальная зрелость, социальные ситуации развития, значимые отношения, овладение социальной ситуацией развития, зависимость ребенка от типа ВНД, как ребенок овладевает позицией школьника).
- Ведущий вид деятельности младшего школьника (характеристики ВВД, по каким критериям можно диагностировать вид деятельность).
- Психологические новообразования и возрастной кризис младшего школьника (в чем он проявляется, какие критерии ведут к появлению возрастного кризиса).
Родителям, как правило, всегда хочется видеть в своем ребенке самое лучшее. Порой они хотят иметь у своего ребенка то, чего у других еще не наступило. Так часто, молодые мамочки хвастаются друг перед другом о том, у кого у ребенка зубки прорезались раньше, или он ходить начал быстрее чем другие дети.
Но мы должны понимать, что в погоне за удовольствием от того, что мой ребенок воплощает сразу все мои родительские фантазии, можно надломить организм ребенка, подорвать его психику, заложить в его модели поведения глубоко идущие негативные последствия.