Первый раз в 1-й класс

Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе?
Май - «горячая пора» в школе не только для выпускников 9 и 11-ых классов, их родителей и педагогов.

Это горячая пора и для родителей будущих первоклассников. Выпускники и их родители завершают очень значимый этап в жизни- обучение в школе, а будущие первоклашки и их родители только начинают его. Все в жизни имеет свое начало и свое окончание. Это закон природы.
В мае этого года меня пригласили в одну из школ города на собрание родителей будущих первоклассников. К этому дню все родители уже записали своих детей в школу, знали уже у какого учителя будет учиться их чадо. Атмосфера в аудитории была волнительная. Организатор собрания, завуч школы по начальным классам очень переживала о явке родителей, учителя старались не выдать своего волнения, встречали каждого родителя с улыбкой, вежливо предлагая расположиться за школьной партой. Волновались и родители, и педагоги.

Тема моего выступления касалась вопроса готовности ребенка к школе. Поэтому и первый вопрос, который я задала родителям, был следующего содержания:

В чем, по-Вашему, заключается готовность ребенка к школе?
Какой смысл Вы вкладываете в эту фразу?
Ответы не заставили себя ждать. Родители очень активно «включились» в обсуждение этого вопроса. Минут пять коллективного «мозгового штурма» позволили мне сделать вывод о том, что, к сожалению, ни родители, ни педагоги не имеют и отдаленного понимания сути готовности ребенка к школе.
Ответы родителей, которые подтверждались одобрительными кивками присутствующих здесь учителей, сводились к одному: «Главное, чтобы ребенок умел уже читать, писать и считать». На мой риторический вопрос: «А для чего тогда Вашим детям нужны учителя?»- ответить никто не смог.

Я продолжила свое выступление атакой вопросов, направленных на родителей.
Как Ваш ребенок будет ходить в школу? Знает ли он дорогу от дома до школы? Может ли он самостоятельно дойти в школу из дома и обратно?
Умеет ли ребенок переходить улицу в установленном месте по пешеходному переходу, нерегулируемому и регулируемому сигналами светофора?
Умеет ли открывать ключом входную дверь в квартиру и закрывать за собой ее после входа в квартиру?
Знает ли наизусть свой адрес, телефоны родителей, ближайших родственников? Знает ли рабочие телефоны родителей?
Имеет ли представление ребенок о времени? Умеет ли понимать время по часам?
Как ребенок переносит физиологический голод и жажду? Имеет ли он представление, как нужно себя вести в школе, если захочет пить или есть?
Имеет ли представление ребенок о исправлении физиологических нужд в условиях школы?
Как Ваш ребенок реагирует, если его обидит одноклассник или боле старшие дети? Какова возможная реакция ребенка на недовольство учителя его поведением или качеством выполненной работы? Как реагирует на оскорбления и похвалу?

И таких вопросов, начинающихся с «как», было очень много. Реакция родителей и педагогов была разной. Я наблюдала за мимикой учителей, которая была ответом на каждый мой вопрос. Если выражение мимики, как средства невербального общения, перевести в слова, то это выражало одно: «Да, это так. И это действительно ПРОБЛЕМЫ».

Удивительной была реакция многих родителей. Одни отмахнулись, даже руками это продемонстрировали, как бы подтверждая, что они не считают это проблемой. Другие, наоборот, «загрузились, провалились» в эти проблемы. Я почувствовала, как их тревога усилилась. Одна мамочка, не выдержав напряжения, сказала: «Да я буду до третьего класса ее в школу водить и обратно» …

На консультациях родителям я часто задаю вопрос: «31 августа Ваш ребенок еще дошкольник, а 1 сентября уже школьник. Что поменялось в нем и в Вашем отношении к нему?» .

Многие родители отвечают: «Он стал уже большим». Удивительная метаморфоза происходит с ребенком за одну ночь - вечером был еще маленьким, а утром уже стал большим!

Все, о чем я написала выше, есть не что иное, как реальность сегодняшнего дня в жизни первоклассников, их родителей и педагогов.

Каждый человек имеет собственный ресурс, который выражается в способности переживать трудности или препятствия. В психологии это принято называть фрустрацией или фрустрирующей ситуацией.

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).

Если рассматривать школу, процесс обучения в школе, как фрустрирующую ситуацию, то и родители, и педагоги должны знать и понимать следующее: у ребенка нет опыта его родителей и педагогов, и то, что им кажется ничтожным и не заслуживающим внимания, для первоклассника может быть БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ.

О чем мои рассуждения в этом эссе? О проблемах детей- первоклассников или о понимании и непонимании этих проблем их родителями? Отнюдь. Мои рассуждения касаются знаний, которые должны быть у каждого родителя и педагога, если они хотят понять ребенка, его поведение и реакции.
Источником таких знаний, безусловно, может быть возрастная психология. И неуместно, на мой взгляд, говорить, что это знания только для специалистов. Психология, как никакая другая наука является естественным составляющим звеном жизни человека.


Если говорить о возрастной психологии, то здесь, мне кажется, может быть применима метафора «Каждому овощу свое время». Каждому возрасту человека свойственны определенные характеристики.

И именно знание этих возрастных характеристик может помочь родителям первоклассников, понять суть их БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ.

Вернусь к вопросу готовности ребенка к школе. Так о чем могут узнать родители и педагоги, почерпнув знания из области возрастной психологии?

  1. Разные виды готовности ребенка к школе: физическая, эмоциональная, психологическая, интеллектуальная.
  2. Уровень проявления разных видов готовности у ребенка (по каким признакам можно увидеть уровень готовности; как адекватно отреагировать на несформированность разных уровней готовности)
  3. Социальная зрелость ребенка (что такое социальная зрелость, социальные ситуации развития, значимые отношения, овладение социальной ситуацией развития, зависимость ребенка от типа ВНД, как ребенок овладевает позицией школьника).
  4. Ведущий вид деятельности младшего школьника (характеристики ВВД, по каким критериям можно диагностировать вид деятельность).
  5. Психологические новообразования и возрастной кризис младшего школьника (в чем он проявляется, какие критерии ведут к появлению возрастного кризиса).
Родителям, как правило, всегда хочется видеть в своем ребенке самое лучшее. Порой они хотят иметь у своего ребенка то, чего у других еще не наступило. Так часто, молодые мамочки хвастаются друг перед другом о том, у кого у ребенка зубки прорезались раньше, или он ходить начал быстрее чем другие дети.

Но мы должны понимать, что в погоне за удовольствием от того, что мой ребенок воплощает сразу все мои родительские фантазии, можно надломить организм ребенка, подорвать его психику, заложить в его модели поведения глубоко идущие негативные последствия.
Поэтому размышляя сегодня о проблемах в развитии, обучении, поведении ребенка приходится констатировать, что отсутствие знаний возрастной психологии у родителей и даже у педагогов, приводят маленьких детей к БОЛЬШИМ ПРОБЛЕМАМ

Знания, которые сегодня несет возрастная психология, позволяют научиться понимать своего ребенка любому родителю, было бы таковым его желание.
© Алямкина Елена Алексеевна