В апреле 2021 г. стартовал социальный проект «Со-действие: комплексная коррекционно-развивающая помощь детям с ментальными нарушениями и просвещение родителей, имеющих детей с ментальными нарушениями».
20 детей в возрасте от 5-ти лет и старше с особенностями ментального развития и их родители стали благополучателями проекта.
Идея проекта по оказанию комплексной помощи детям с особенностями ментального развития возникла несколько лет назад, когда увеличилось количество обращений родителей к специалистам АНО «ДВПСП».
В 2020 г. АНО «ДВПСП» стала участником конкурса СО НКО «Новогодний подарок», который ежегодно проводит Благотворительный Фонд «Вклад в будущее» (Сбербанк).
Проект «Со-действие» стал победителем в этом конкурсе и получил финансирование в сумме 449 тыс. рублей.
В чем же особенность проекта, чем он отличается от различных программ, которые предлагают образовательные центры и частнопрактикующие специалисты в городе?
Комплексная помощь - это, прежде всего, адресная помощь ребенку и его родителям, с учетом индивидуальных психологических и физических особенностей ребенка, стиля его воспитания в семье, традиций семьи, системы образования, в которой находится ребенок.
Термин «ментальные нарушения» очень обширен. Часто даже родители не владеют информацией об особенностях развития своего ребенка и в коррекции его нарушений ориентируются только на явные проявления трудностей в обучении и поведении. Поэтому очень важным стало проведение входящей нейропсихологической диагностики ребенка, которая позволила понять причины трудностей ребенка. Нейропсихологическая диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком и обязательно в присутствии родителя, а то и вместе с папой и мамой. Нейропсихологической диагностике предшествовали собеседования специалистов с родителями. Для многих мам и пап слово «диагностика» была чем-то пугающим и непонятным. А ведь при проведении диагностики с ребенком так важен настрой самого родителя, его поддерживающая роль. Сама диагностика для детей тоже была не привычна, вернее алгоритм ее проведения. Вначале детям предлагали поиграть в зале, где много игрушек, мягких мешков и кресел, походить по центру, посмотреть что и где находится. Это был своеобразный этап адаптации. И в следующий раз ребятишки шли уже в центр с радостью, к знакомому человеку. Одна из мам с удивлением спросила детского нейропсихолога, зачем это нужно делать. Ольга Викторовна Ипполитова, педагог и психолог с большим опытом работы с детьми, ответила ей:
- Представьте, что у вас без предупреждения стали проводить экзамен, не Ваш учитель, а совсем чужие люди. Что вы будете чувствовать, как отвечать? Так вот, и мы с коллегой, для Вашего ребенка чужие, с которыми он не знает, как себя вести. Для него здесь все чужое: помещение, игрушки, люди… Первая встреча закладывает интерес и доверие.
После проведения диагностики с каждым родителем были проведены консультации. Многие неясности стали понятными. Этот проект отличает особая атмосфера: недоверчивость переросла в доверие, чувство безысходности – в надежду.
Самое сложное началось позднее, когда стали проводить коррекционно-развивающие занятия.
Здесь были и слезы, и рыдания, и сопротивление.
Иногда родители удивлялись как у психологов хватает терпения выдержать детские «выкрутасы». А специалисты, в свою очередь, удивлялись стойкости и веры в своего ребенка, безоценочной любви к нему со стороны родителей.
Очень быстро пролетели месяцы занятий, которые проводили Елена Сергеевна Куличенко и Ольга Викторовна Ипполитова. Конечно, с детками с особенностями ментального развития, коррекционная работа должна быть длительной и комплексной. Это понимают хорошо и родители, и специалисты и продолжают работать с детьми.
©Алямкина Е.А.